EN | RU
Контакты












Публикации исследовательниц / Альмира Усманова / Гендерные исследования

Монографии и   коллективные сборники:
1. Антология гендерной теории  (под ред. Е.Гаповой и А.Усмановой). - Минск, Изд-во ЕГУ: Пропилеи, 2000)
2. Гендерные истории Восточной Европы (под ред. Е.Гаповой, А.Пето и А.Усмановой) (Минск: ЕГУ Пресс, 2002)
3. Би-текстуальность и кинематограф  (под ред. А.Усмановой, Минск: ЕГУ «Пропилеи», 2003).
4. Гендер и трансгрессия  в визуальных искусствах (под ред. А.Усмановой, Вильнюс: ЕГУ, 2007).

Специальные выпуски журналов:
Топос,  2010, # 3 (Тема номера: Феминизм и философия: переосмысливая наследие Симоны де Бовуар)

Избранные статьи :
• Gender Representation in Soviet Cinema: fragmented vision or fragmented  image?”, published in the Proceedings From the Annual  Meeting of the Semiotic Society of America (New York: Peter Lang Publisher,  1996). Pp.73 – 87.
• «Беззащитная  Венера»: размышления о феминистской критике истории и теории     искусства // ARCHE – Минск, сентябрь 1999, Cc.221 – 240.
• «Политическая эстетика женского кино в контексте феминистской кинотеории» // Гендерные исследования, 1999, № 3, Харьков, сс.225 – 235.
•  “Визуальный поворот и гендерная история” // Гендерные исследования, Харьков, 2000, № 4 (сс.149 – 176)
•  «Непристойные намеки: Хичкок экспериментирует»// Топос. № 2, 2000, сс.132 – 142 (Перепечатано в: Би-текстуальность и кинематограф  (под ред. А.Усмановой, Минск: ЕГУ «Пропилеи», 2003), Сс.80 – 104).
•  «Гендерная проблематика  в парадигме «культурных исследований» // Введение в гендерные исследования. Часть 1: Учебное пособие. (ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя, 2001),  Сс.427 – 464.
• «Женщины и искусство: Политики репрезентации» // Гендерные исследования. Уч. пособие. (ХЦГИ - СПб.: Алетейя, 2001. Сс.465 - 492                      
•  «Насилие как культурная метафора» //Топос, # 5 (2-3/2001), pp.122 – 140. См. также на литовском: «Pražūtingas žvilgsnis: prievarta vaizdinėse reprezentacijose” // Baltos lankos, 21/22, 2006 (Vilnius), pp.342 – 362).
•  “Female Gaze, Subjectivity and Ideology in Classical  Soviet Cinema”//   Gender in International Film (Elzbieta Oleksy, Elzbieta Ostrowska, Mike Stevenson, eds.). Peter Lang GmbH: Europaischer Verlag der Wissenschaften  Frankfurt am Main, 2000. Pp.156 – 164;  см. также на польском языке: “Spojrzenie, podmiotowość i ideologia w klasycznym kinie sowieckim // Gender – Film – Media (pod red.E.H.Oleksy i E.Ostrowskiej (Kraków 2001), pp.189 – 198.
•  (в соавторстве с Е.Гаповой) «Размышления на темы географии и истории» // Гендерные истории Восточной Европы (под ред. Е.Гаповой, А.Пето и А.Усмановой) (Минск: ЕГУ Пресс, 2002), сс.5 – 12.
• «Сексуальность и политика в белорусских масс медиа» //  В поисках сексуальности (под ред. А.Темкиной и Е.Здравомысловой). СПб., 2002, сс.509 – 524.  Переведена на французский и итальянский языки: “Pouvoir, sexualité et politique dans les médias biélorusses”, Raisons politiques,  No.31, 2008/3, pp.47 – 63; «Sessualità  e politica  nei  mass media  bielorussi », eSamizdat, 2008 (VI) 2 – 3, pp.9 – 16.
•  «Кино и немцы: гендерный субъект и идеологический «запрос» в фильмах военного времени // Гендерные исследования, # 6 (Харьков, 2002). Сc.187 – 205
• «On the ruins of orthodox marxism:  Gender  and Cultural Studies  in Eastern Europe», in  Studies in  East European Thought, Vol.55, No.1, 2003 (E.Swidersky, ed., University of Friburg, Klouwer Academic Publ.) , pp.37 – 50. Переведено на литовский:  “Ant ortodoksinio marksizmo griuvėsių: lyčių ir kultūros studijos Rytų Europoje” , in ATHENA, Philosophical Studies, vol. 6, 2010, pp.213 – 224.
• «Гомоэротическое желание и текстуальная полисемия»// Би-текстуальность и кинематограф  (под ред. А.Усмановой, Минск: ЕГУ «Пропилеи», 2003), СС.5 – 27;
• «Разноцветная сексуальность  и визуальное наслаждение в фильмах Педро Альмодовара» »// Би-текстуальность и кинематограф  (под ред. А.Усмановой, Минск: ЕГУ «Пропилеи», 2003), СС.43 – 63;
• «Этика антивуайеристского взгляда: Энди Уорхол  в  истории крупного плана»// Би-текстуальность и кинематограф  (под ред. А.Усмановой, Минск: ЕГУ «Пропилеи», 2003), СС.124 – 157.
• «Критические интеллектуалы» и культурная политика в эпоху глобализации» // Гендерные исследования , № 7/8 (Харьков), 2003. Сс.45 – 75.
•  “Cinematic Form and History: Private Life and “Woman’s Question” in Soviet Cinema  of the 1920s, in   KWI  Jahrbuch  (Essen, 2002/2003). Pp.247 – 261.
• «Повторение и различие: или «еще раз про любовь» в советском и пост-советском кинематографе», Новое литературное обозрение, # 69 (2004), СС.179 – 213. (Перепечатано также  в другом издании: Гендерные исследования,  № 17 (2008), сс.222 – 262)
• «From Soviet Russia with(out) Love: Left-wing intellectuals between Love and Politics in the 1920-1930s» , in KWI  Jahrbuch (Essen, 2003/2004), pp.210 – 238.
• “Re-making Love: Love and Sexual Difference in Soviet and Post-Soviet cinema”, in Lytys, medijos, masinė kultūra (Gender, Media and Mass Culture),  Vilnius Academy of Fine Arts, 2005, pp.179-192 (на литовском – pp. 51 - 64).
• «Женщина как нация как товар, или  культурная логика капитализма  по-белорусски» // Глобализация и гендерные отношения: вызовы для постсоветских стран (Издательство «Самарский университет», 2006), сс.72 – 101.
•  «Девчата»: девичья честь и возраст любви в советской комедии 1960-х гг.// Визуальная антропология: режимы видимости при социализме (под ред. П.Романова и Е.Ярской-Смирновой). Москва: ООО «Вариант»,  2009, сс.395 – 413.
• «Passions over Europe: Eurovision as a political and cultural phenomenon», Kimminich  Eva (Hrsg.) Utopien, Jugendkulturen und Lebenswirklichkeiten. Ästhetische Praxis als politisches Handeln (Frankfurt: Peter Lang, 2009, ISBN :  978-3-631-59938-9), pp.55 – 70.
•  «Window to Europe”: social and cinematic phantasms of the Post-Soviet Subject”, in Les nouvelles Liasons Dangereuses (Luisa Passerini, Liliana Ellena, Alexander Geppert, eds.) Berghahn Publishing, 2009, pp. 95 – 113.
• «Утраченная приватность: «технологии» депривации  в советском и постсоветском контекстах» // Перекрестки, Журнал исследований восточно-европейского пограничья, № 3-4, 2009, СС.88 – 105.
•  «Феминизм и философия: после Симоны де Бовуар» // Топос,  2010, # 3,  cc.7 - 17
•  «О марксистской теории любви» // Топос,  2010, # 3, cc.195 – 227.
Переведено на литовский: “Apie marksistinę meilės teoriją” // ATHENA: Philosophical Studies, vol. 6, 2010, pp.139 – 168
•  “Девчата”// Ноев ковчег российского кино. От  Стеньки Разина до “Стиляг”, под ред. Екатерины Васильевой и Никиты Брагинского. Винница: Глобус-пресс,  2012, cc.200 – 207.
•  “Небо. Самолет. Девушка.”// Ноев ковчег российского кино. От  Стеньки Разина до “Стиляг”, под ред. Екатерины Васильевой и Никиты Брагинского. Винница: Глобус-пресс,  2012, сс. 462 – 469.



Программа вступительного экзамена | Рекомендованная литература для подготовки к вступительным экзаменам | Поступление | Преподаваемые курсы | Преподаватели | Выпускники | Конференции и семинары | Выставки, кинопоказы, презентации | Цикл лекций "Гендерные штудии" | Викторины | Создание сайтов | Каталог статей | Книги | Календари серии «Женщины Беларуси: история в повседневности» | Ресурсный пакет "Гендерный ликбез" | Документальный фильм "Сукенка (Платье)" | Альманах "Женщины в политике: новые подходы к политическому" | Летняя школа LitPro: За пределами классной комнаты: проживая гендерные дискурсы | Альмира Усманова | Евгения Иванова | Надежда Гусаковская | Елена Гапова | Ольга Сасункевич | Александр Першай | Елена Минченя | Анна Шадрина | Аляксандра Iгнатовiч | Вольга Гапеева | Алина Крушинская | Ольга Петрукович

Каталог TUT.BY         Rating All.BY